Сикстинская капелла

Выстраивая перспективы, применяя

Сикстинская капелла

Cappella SistinaВатикан, Италия

Одной из самых неординарных достопримечательностей Рима, по своей значимости занимающей, пожалуй, лидирующее место среди храмов христианского католичества, является знаменитая Сикстинская капелла в Ватикане, посвященная Успению Девы Марии. Именно в стенах этой древней постройки, начиная со времен средневековья и по наш день, проводятся конклавы высшего католического духовенства для избрания кардинальством нового Папы Римского.

Возведенная именно для этих целей по заказу Сикста IV, Великая папская часовня получила имя этого понтифика, сумевшего привлечь для создания уникального храма гениев живописи и архитектуры своего времени. В результате сложного творческого симбиоза массивное прямоугольное сооружение по проекту Баччо Понтелли, построенное во второй половине XV столетия под руководством Джордже де Дольче, благодаря своей внутренней отделке приобрело необычайную художественную ценность и славу мирового значения.

К созданию уникального шедевра, в буквальном смысле, приложили руку выдающиеся умбрийские и флорентийские художники, среди которых были и знаменитые Ботичелли и Перуджио, Козимо и Гильямо Росселли, Пентуриккио и Синьорелли, расписавшие стены Сикстинской часовни прекрасными фресками.

Но самой неоднозначной фигурой был, несомненно, скульптор Микеланджело Буонарроти, впервые попробовавший себя в роли иконописца и выдержавший это дебютное испытание с ошеломительным многовековым успехом. Несколько лет мастер расписывал алтарную стену и высокий свод капеллы, люнеты и распалубки, щиты и медальоны, объединив их шестнадцатью красочными картинами с ключевыми сюжетами из Ветхого и Нового Заветов со множеством действующих персонажей, коих в двенадцати сохранившихся фресках насчитывается более сотни.

Получив теологические консультации от проповедника Эджижио да Витебро и монаха Францисканского ордена Марко Виджеро, Микеланджело значительно расширил иконографию первоначального проекта. Соединенные общим замыслом фрагменты росписи на боковых стенах церкви, зоне люнетов, треугольниках над окнами, четырех распалубках свода и его центра, были выведены в единую композиционную линию, восходящую от Сотворения мира до апофеоза библейских событий с высшими божественными сущностями Создателя, Иисуса Христа, Девы Марии и святых. Именно в Сикстинской капелле Микеланджело выписывает свою трактовку Страшного суда, придавая одному из героев фрески черты своего собственного облика.

Используя приемы иллюзионистской архитектуры, работая в различных техниках росписи, многие из которых придумывались на ходу, кропотливо выписывая детализацию анатомически верных человеческих лиц и тел в движении, правильно выстраивая перспективы, применяя самые разнообразные методы и способы творчества, внутри капеллы Микеланджело создал впечатление трехмерного пространства и направленности ввысь всего грандиозного сооружения.

После масштабной реставрации, завершившейся в 1999 году, старинные фрески Великой часовни вновь заиграли яркими красками и сильным колоритом Святой Книги. До десяти тысяч человек в день посещают этот знаменитый храм Успения Девы Марии в Ватикане. И неиссякаем поток желающих окунуться в торжественную благодать Сикстинской капеллы, помолиться Высшим силам и изумиться человеческому гению, из глубины эпохи Возрождения донесшему до нас мистическую красоту библейских образов.