Портик Октавии в Риме

Македонского и

Портик Октавии в Риме

Portico di OttaviaРим, Италия

Вечный город римских цезарей с античных времён оставил немало архитектурных напоминаний о своих августейших правителях. И каждый древний камень этих удивительных сооружений, насыщенный историей прошедших столетий, будоражит воображение современников, поднимая целые пласты векового времени и множество событий, в них произошедших.

Невзрачное, на первый взгляд, строение близ Театра Марцелла под названием Портик Октавии также является драгоценным памятником могущества Римской империи, наследие которой фрагментарно сохранилось до наших дней. Благородный абрис античных руин, наилучшим образом просматриваемых с Моста Фабричо, представляет собой единственно уцелевший фронтон главного входа некогда грандиозного сооружения. Император Гай Октавий, принявший впоследствии имя Август Октавиан, посвятил этот архитектурный колосс своей сестре Октавии, которая знаменита не только царственным родством, но и сама по себе была личностью весьма выдающейся.

Пользуясь любовью, уважением и большим влиянием на своего лавроносного брата, Октавия не раз спасала от императорского гнева знатных римлян, включенных в проскрипционный список. Будучи, к тому же, женой римского полководца Марка Антония, всячески способствовала укреплению его дружбы с цезарем и помогала ему в делах государственных. Так, при поражении Антония в войне с Парфией, Октавия выехала ему навстречу с подкреплением, везя с собой огромную сумму денег и вновь собранные легионы. А при конфликте Марка Антония с Августом старалась примирить бывших друзей-триумвиров, несмотря на то, что её супруг был в связи с египетской царицей Клеопатрой. После развода с Антонием и его гибели с Клеопатрой, она взяла на себя заботу об их детях.

В то же время Октавия принимала весьма деятельное участие в жизни империи и римском градостроительстве. И когда «Возвеличенный богами» Октавиан решил радикально реконструировать вековой давности Портик Метелла в южной стороне Марсова поля, Октавия предложила там же построить курию для заседаний римского сената и обширную библиотеку с ценными литературными произведениями на латинском и греческом языках. Эти здания вместе с храмом Юпитера Статора и храмом Юноны Регины, а также Портиком Помпея, где размещалась картинная галерея и проходили гуляния, входили в величественный архитектурный ансамбль под названием «Постройка Октавии», занимавшую площадь почти в 16 тысяч квадратных метров на невысоком прямоугольном подиуме. Галерея на двойной колоннаде из 300 гранитных колонн, облицованных мрамором, была украшена множеством произведений искусств из греческих походов, среди которых особо выделялись 24 прекрасные бронзовые статуи работы Лисиппа, изображающих Александра Македонского и его всадников.

До наших дней из всего этого великолепия, сооруженного Октавианом Августом в период с 27 по 23 год до нашей эры и запечатленного древними живописцами на своих гравюрах, сохранилось всего несколько колонн северного фасада, соединенного с кирпичными стенами в арочных сводах. Но и это даёт представление о былом величии «Постройки Октавии», посвященной незаурядной женщине, которой римский сенат даровал ряд почестей, достойных прославленных воинов: личную неприкосновенность, подобную трибунской, освобождение от опеки и право возведения статуй, что и было замечательно использовано в Портике Октавии, который находится в Риме