![]() |
В нубийской пустыне, между Нилом и Красным морем, там, где сегодня бывает множество туристов, прибывших, дабы познакомиться с необычайным сооружением тринадцатого века до нашей эры, менее чем пять десятилетий тому назад еще ничего не было. Храм с более чем тысячелетней историей был перенесен к месту своего нынешнего местонахождения в середине шестидесятых годов прошлого века. Понятно, что перенести с места на место грандиозное сооружение не так-то и просто. Но цель была столь значима – спасти этот удивительный памятник археологии от затопления в результате строительства знаменитой Асуанской плотины с гидроэлектростанцией, что ЮНЕСКО взялось курировать уникальную операцию: храм был аккуратно распилен на блоки и перемещен на сто восемьдесят метров в сторону от того места, где был создан древними каменотесами. И новый старый храм был восстановлен на искусственном фундаменте.
Всех этих сложнейших инженерно-технических задач не пришлось бы решать в веке двадцатом, если бы столетием с половиной ранее швейцарский географ и путешественник Иоганн Людвиг Буркхардт не обратил внимания на странные каменные валуны, полузасыпанные песками пустыни. Результаты произведенных раскопок воистину были сенсационны: под песками скрывались четыре сидящие двадцатиметровые фигуры, рядом с которыми был отрыт шестидесятиметровый ход в святилище. Стены четырех последовательно расположенных друг за другом залов были украшены барельефами и изображающей военные походы яркой росписью, следы которой сохранились до наших дней.
Интересно, что на одной из внутренних стен храма указывается имя главного его создателя – скульптора Пиаэй, который руководил всеми работами. Надо полагать, что это была грандиознейшая стройка своего времени: фасад храма, должного напоминать египтянам о величии их обожествленного фараона Рамсеса ІІ, имеет ширину почти сорок метров, а высоту – более тридцати. Ученые предполагают, что трудились над этим сооружением тысячи крестьян и военнопленных. После выполнения всех «каменотесных» работ на смену скульпторам пришли художники, расписывавшие статуи, потолки и стены залов, причем предпочтение отдавалось золотой и голубой краскам. Самих же залов четыре. Первый из них мог, как считают сегодня, посетить любой желающий, во второй вхожи были лишь представители знати, в третий – жрецы, а в четвертый – сам фараон. В этом четвертом зале установлены статуи Хармакиса (все тот же Рамсес ІІ, только уже под своим божественным именем), Амона-Ра (бог солнца) и Птаха (бога тьмы).
А сегодня в спасенный от затопления водами Нила храм может войти любой турист, вне зависимости от того, принадлежит ли он к знати, жречеству либо потомкам фараона. Не верите? Езжайте в Египет и убедитесь сами. Ах, да: этот удивительный старый храм на новом месте называется Абу-Симбел.
История средневековой Флоренции напоминает остросюжетный фильм: с заговорами, интригами, предательством и бесконечной враждой двух противоположных сил.
Калифорнийские водопады, составляющие природное наследие и национальную гордость Соединенных Штатов Америки, известны далеко за пределами не только своей страны, но и своего континента.
Монастырь одного монаха – именно так можно назвать Метеорский Монастырь Варлаама.
Многие достопримечательности Рима имеют свойство сливаться с окружающей средой, растворяясь в более ярких декорациях древнего города.
Одной из самых неординарных достопримечательностей Рима, по своей значимости занимающей, пожалуй, лидирующее место среди храмов христианского католичества, является знаменитая Сикстинская капелла в Ватикане, посвященная Успению Девы Марии.
Одним из первых католических храмов в Риме, возведенных на заре христианства, является Базилика Сан-Клементе, посвященная Святому Клименту - канонизированному римскому епископу, считавшемуся третьим преемником Святого Петра.
Древние греки называли его Гермонфис.
Нам кажется, что мы помним их так же хорошо, как помним очертания дома напротив нашего окна.
Всего лишь каких-то сто лет назад Хургада не была известна практически никому.