25 шедевров Эрмитажа
Триумфальная арка Константина в Риме - Италия, памятники, Рим
Attribution Noncommercial

Photo by vgm8383

Триумфальная арка Константина в Риме

Arco di Costantino Рим, Италия

Триумфальные арки – это неотъемлемая составляющая древнеримского церемониала. Возвращаясь с победой, триумфатор проезжал под сводами символичного сооружения, а триумф представлялся настоящим торжеством и сопровождался соответствующими помпезностями и почестями. Правда, с Триумфальной аркой Константина была несколько другая история – она не удостоилась победной процессии в силу незавершенного на момент возвращения императора строительства.

Памятник военных достижений, призванный возвеличить победу Константина I Великого, был оформлен весьма своеобразным способом. Арка по большей части украшена так называемыми сполиями – фрагментами, выломанными из других еще более древних достопримечательностей Рима. Но такой факт нисколько не умаляет значения этого сооружения как в Древнем Риме, так и в современном мире, и даже наоборот, придает пикантности в виде разнообразных версий и домыслов.

На сегодняшний день Арка Константина – это самая «молодая» и самая крупная из сохранившихся в Риме Триумфальных арок. Она имеет высоту 21 метр и ширину почти 26 метров. Монумент состоит из трех арочных пролетов, глубиной более 7 метров, из которых самый крупный – центральный, куда на нарядной колеснице, запряженной квадригой лошадей, должен величественно въезжать полководец-победитель.

Арка Константина уникальна еще и тем, что среди других римских памятников подобного типа, она остается единственной Триумфальной аркой, прославляющей победу не над внешним противником, а над внутренним врагом в гражданской войне. Это была многозначительная победа Константина в битве у Мильвийского моста, состоявшейся 28 октября 312 года, когда он поверг жестокого тирана Максенция. Вскоре в честь этого события решено было возвести Триумфальную арку, но к триумфальному возвращению императора в город её достроить не успели. Арка Константина в полной мере украсила центр Рима лишь в середине 315 года.

Предположительно именно жестко установленные сроки строительства и стали причиной заимствования декоративных элементов с других памятников. По другой версии, монументу необходимо было добавить символизма и статуса, и именно поэтому его оформили элементами эпохи «Пяти хороших императоров».

Так, например, над боковыми пролетами арки, словно гигантские печати 2-метрового диаметра, выделяются пары сюжетных медальонов, относящихся к периоду правления Адриана. Аттик украшен попарно 8 барельефами, где в разных сценах главным действующим лицом выступает император. Но только изначально на этих барельефах изображался вовсе не Константин – эти фрагменты перенесены сюда с монументов времен правления Марка Аврелия. Также вверху можно увидеть крупные фигуры даков, стоявшие когда-то на Форуме Траяна, а затем увенчавшие 8 колонн Триумфальной арки.

Сами же колонны изготовлены из желтого нумидийского мрамора и богато украшены рельефами, относящимися уже к эпохе Константина. К этому же отрезку времени относится и сюжетный фриз, который, начиная с восточной стороны и растягиваясь по всему периметру, изображает как раз победоносную военную кампанию Константина против Максенция, ставшую поводом для сооружения этой Триумфальной арки.

И внешние, и внутренние поверхности арки просто испещрены скульптурными изображениями. Вокруг этого монумента в буквальном смысле можно ходить часами, погружаясь в глубины историй, изложенных на стенах древнего памятника. Дух знаменательной победы, воплотившийся в виде Триумфальной арки Константина, кажется, и по сей день витает в её высоких сводах.

     Дальше 

Экскурсии

ещё экскурсии в Риме

Италия

Фонтан Четырех рек в Риме

Каждый путешественник знает, что «все дороги ведут в Рим», но мало кто догадывается, что, помимо дорог, в Риме сходятся еще крупнейшие реки четырех частей света.

Фонтан Мавра в Риме

Итальянскую столицу трудно сравнивать с чем-то статичным, поскольку она, будто вода, находится в беспрерывном движении.

Церковь Санта-Мария-делла-Кончеционе в Риме

Многие достопримечательности Рима имеют свойство сливаться с окружающей средой, растворяясь в более ярких декорациях древнего города.


Рим

Фонтан Четырех рек в Риме

Каждый путешественник знает, что «все дороги ведут в Рим», но мало кто догадывается, что, помимо дорог, в Риме сходятся еще крупнейшие реки четырех частей света.

Фонтан Мавра в Риме

Итальянскую столицу трудно сравнивать с чем-то статичным, поскольку она, будто вода, находится в беспрерывном движении.

Церковь Санта-Мария-делла-Кончеционе в Риме

Многие достопримечательности Рима имеют свойство сливаться с окружающей средой, растворяясь в более ярких декорациях древнего города.


Памятники

Памятник Леониду I и 300 спартанцам в Фермопилах

Проезжая через Фермопилы трудно с первого взгляда догадаться, какие эпические события разворачивались в этом ничем не примечательном крае около двух с половиной тысячелетий назад.

Торговая площадь в Лиссабоне

Площадь – традиционный элемент городской архитектуры, присущий практически каждому населенному пункту, но при этом не всегда обремененный функциональной нагрузкой.

Памятник Яну Гусу, Прага

Подобно монументу Минину и Пожарскому в Москве, памятник Яну Гусу – одному из главных чешских героев, а по совместительству ещё и реформатору, проповеднику, философу, борцу за права своего народа и национальную самобытность, удостоился самого почётного места в стране – центра изумительной Староместской площади.


× Любите путешествия?
Нажмите кнопку «Мне нравится» (Like), чтобы присоединиться к нам на Facebook
И будьте с нами ВКонтакте!