![]() |
Проезжая через Фермопилы трудно с первого взгляда догадаться, какие эпические события разворачивались в этом ничем не примечательном крае около двух с половиной тысячелетий назад. А некогда именно в Фермопильском проходе развернулась одна из самых знаменательных битв Греко-персидских войн, когда 300 спартанцев во главе со своим царем Леонидом I сдерживали натиск бесчисленного воинства Ксеркса.
Конечно, спустя столько веков рельеф этой местности существенно видоизменился. Да и некогда стратегическое значение этого прохода давно сошло на нет. Но главное, что жива память о легендарном сражении и его героях, которая до сих пор находит свое отражение не только в исторических хрониках, но и в разнообразных художественных произведениях. А у самих Фермопил, напоминанием о славе мужественных и самоотверженных защитников Греции служит памятник Леониду I и его соратникам.
Фермопилы – «теплые ворота» – получили своё название от горячих источников серы, которые находятся неподалеку от прохода. Сейчас Фермопилы и проходом-то трудно назвать, поскольку ширина здесь измеряется от 1,5 до 5 километров и имеется автомагистраль. А в древние века, до того как над ландшафтом потрудились вулкан и реки, всё было совсем иначе – ширину прохода можно было измерить 60 шагами и это был единственный сухопутный путь из Северной в Среднюю Грецию.
В 480 году до нашей эры остановить массированное продвижение несметного персидского войска в Грецию можно было лишь встретив его в самых узких проходах, где нивелировалось несопоставимое численное превосходство персов. Такими местами стали морской проход у мыса Артемисий острова Эвбея, куда навстречу 1407 кораблям персидского флота отправился 271 греческий корабль, и Фермопилы, куда в то же самое время для противостояния 200-250-тысячной армии Ксеркса отправилось около 5200-7700 греческих воинов.
В военный поход царь Спарты Леонид I отобрал 300 лучших воинов из тех, у которых уже были дети. Старейшины настаивали на увеличении численности отряда: «Возьми хотя бы тысячу», на что Леонид ответил: «Чтобы победить — и тысячи мало, чтобы умереть — довольно и трехсот». Справедливости ради стоит отметить, что вместе со спартанцами против греков выступили воины из многих других греческих полисов, сложившие вместе войско, насчитывающее по разным оценкам пять-восемь тысяч человек.
Не вдаваясь в детали, Фермопильское сражение продлилось три дня. На протяжении первых двух дней греки успешно отбивали атаки персов, которые не могли развернуться в узком проходе и воспользоваться своим численным превосходством. А на третий день, по открытой предателем Эфиальтом тайной тропе, греков обошел отборный персидский отряд «бессмертных». Спартанцы с илотами, а также феспийцы, общей численностью в несколько сотен, остались в Фермопилах до последнего вздоха защищать проход и отступление других греков.
В Фермопильском проходе положили свои жизни около 4000 греков и более 20 000 персидских воинов. Хоть с точки зрения тактики и стратегии греки были разгромлены, но героизм спартанцев и их сподвижников существенно подорвал боевой дух «непобедимого» персидского войска и укрепил веру греков в победу, которая вскоре воплотилась в битве при Платеях.
У Фермопил стоит несколько памятников, посвященных этим событиям седой древности. Это памятник Леониду I и 300 спартанцам, где под изваянием царя выбита надпись «Μολὼν λαβέ» – крылатая фраза «приди и возьми», которую Леонид адресовал Ксерксу в ответ на требование сложить оружие. Стена монумента украшена метопами, которые изобилуют сценами знаменитой битвы. А по краям памятника возлежат мужские аллегорические фигуры реки Эвротас и горы Тайгет, которые являются символами Древней Спарты.
Удостоились памятника и сражавшиеся рука об руку со спартанцами феспийцы. Монумент имеет вид бога Эроса – одного из покровителей Феспии. Но его едва можно узнать: бог обезглавлен, что символизирует безвестность героев; одно крыло открыто, что демонстрирует свободу и славу, а другое отломано, в знак отсутствия триумфа; обнаженный вид показывает храбрость и отвагу забытых героев.
На месте самого Фермопильского сражения располагается могильная плита с эпитафией древнегреческого поэта Симонида Кеосского: «Путник, пойди возвести нашим гражданам в Лакедемоне, что, их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли».
В эпоху античности при Фермопилах проходили и другие масштабные знаменательные сражения. Но более всего этот край известен благодаря подвигу спартанцев, который, безусловно, навсегда останется выдающимся событием мировой истории, достойным благоговения и вечной памяти.
На одном из выдающихся холмов острова Миконос в один ряд гордо выстроились семь белых гигантов.
Ни для кого не секрет, что древние цивилизации зачастую обладали такими глубокими знаниями, до которых «официальная» наука доходила лишь спустя многие века.
Одним из выдающихся памятников античной культуры Греции является почти полностью сохранившаяся в Афинах постройка Иродион для постановок театральных действ, декламаций поэтических од, музыкальных и певческих состязаний, столь любимых древними эллинами.
Монастырь одного монаха – именно так можно назвать Метеорский Монастырь Варлаама.
На одной из самых впечатляющих метеорских гор Фессалийской равнины, на живописном утесе, взметнувшемся в лучезарную высь на 400 метров из русла реки Пиньос, стоит мужской монастырь ортодоксального православия Агиа Триада.
В северной части Греции, в номе Трикала, гордыми стражами Фессалийской равнины вздымаются в синюю высь горные хребты Метеоры – «парящие в облаках» высокие узкие гребни, сами по себе являющиеся редким явлением природы.
Триумфальные арки – это неотъемлемая составляющая древнеримского церемониала.
Площадь – традиционный элемент городской архитектуры, присущий практически каждому населенному пункту, но при этом не всегда обремененный функциональной нагрузкой.
Подобно монументу Минину и Пожарскому в Москве, памятник Яну Гусу – одному из главных чешских героев, а по совместительству ещё и реформатору, проповеднику, философу, борцу за права своего народа и национальную самобытность, удостоился самого почётного места в стране – центра изумительной Староместской площади.