![]() |
Собор Воскресения Христова, созданный в русско-византийском стиле, выделяется своим пёстрым лубочным обликом среди всех холодно-величественных петербургских построек. Этот удивительный, не имеющий аналогов в мировой архитектуре собор, был построен в 1883-1907 годах на берегу Грибоедовского (а тогда ещё Екатерининского) канала – там, где 1 марта 1881 года император-освободитель Александр II был смертельно ранен террористом из организации «Народная воля». Именно благодаря этому трагическому событию собор получил своё мрачное, но более известное название – Спас на крови.
В конкурсе на строительство храма участвовали десятки работ, однако только реализованный в последствии проект отвечал условиям, которые поставил Александр III: собор было необходимо построить в чисто русском стиле XVII века, а место, где императору было нанесено смертельное ранение, должно находиться внутри церкви. Именно поэтому собор Воскресения Христова находится прямо на набережной, занимая фундаментом часть русла канала. По преданию, храм был создан архитектором А.А. Парландом при участии отца Игнатия – настоятеля Троице-Сергиевой пустыни, которому во сне явилась Богородица и показала проект церкви.
Несмотря на скорбное предназначение храма – увековечить память об убиенном императоре, роскошное убранство сооружения придаёт ему торжественный и даже праздничный вид. Девять куполов-луковок в любую погоду переливаются золотом и яркими красками ювелирной эмали. Всего дорогой эмалью, которой доселе покрывались исключительно украшения, было облицовано почти 1 000 квадратных метров поверхности куполов – это беспрецедентный случай использования данного материала в подобных объемах. Нарядный облик дополняет изумительно красивый фасад, напоминающий расшитый ковёр, из мрамора, фасонного кирпича, мозаики и изразцов.
Среди всех других сооружений в мире собор Воскресения Христова выделяется количеством великолепных мозаик: фасад, четыре крыльца и интерьеры храма покрывает 7 000 квадратных метров уникальных мозаичных полотен на евангельские темы, набранных по венецианскому методу по эскизам выдающихся художников, в число которых входили такие корифеи живописи, как Васнецов и Нестеров.
Над местом ранения великого реформатора была сооружена великолепная сень, увенчанная крестом из топаза – эта конструкция стала уникальным произведением камнерезного и ювелирного искусства. И если до революции это чудо могли увидеть только избранные – доступ в храм был ограничен (в нём никогда не крестили, не венчали, не отпевали, а только читали проведи и служили панихиды по царю), то сегодня попасть в Спас на крови может каждый желающий. Поверьте, на земле найдется немного церковных интерьеров, которые смогли бы сравниться по красоте с мозаичным убранством и алтарём собора Воскресения Христова в Санкт-Петербурге.
Адрес: Россия, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д. 2б, литер «А».
Столько забот… Такая суета вокруг, что не остановиться, не выдохнуть.
Стольный град Москва, стоящий близ незримой границы двух частей света, по определению является средоточием контрастов.
Трудно сказать, какой город Золотого кольца краше.
Многие достопримечательности Рима имеют свойство сливаться с окружающей средой, растворяясь в более ярких декорациях древнего города.
Одной из самых неординарных достопримечательностей Рима, по своей значимости занимающей, пожалуй, лидирующее место среди храмов христианского католичества, является знаменитая Сикстинская капелла в Ватикане, посвященная Успению Девы Марии.
Одним из первых католических храмов в Риме, возведенных на заре христианства, является Базилика Сан-Клементе, посвященная Святому Клименту - канонизированному римскому епископу, считавшемуся третьим преемником Святого Петра.
Русский Гамлет, как не без основания называют императора Павла I, мягко говоря, недолюбливал свою мать – Екатерину II.
Воздушное, слегка дерзкое и необыкновенно изящное здание Чесменской церкви, построенное в неоготическом стиле, возникло в разгар эпохи классицизма, для которой были характерны огромные монументы, прославляющие государственность.
Васильевский остров, являясь самым большим островом в пределах Санкт-Петербурга, представляет собой 20 квадратных километров абсолютно ровной поверхности.